В книге определены предпосылки возникновения усадебного рукоделия, связанные с созданием личных библиотек в XVIII - начале XX века, рассмотрен процесс его формирования и развития в мелких и крупных усадьбах. Большая часть иллюстративного материала публикуется впервые. Уникальные фотографии предметов быта из фондов музея-усадьбы "Ясная Поляна" помогут представить усадебное рукоделие во всем многообразии видов, познакомиться с его символикой, освоить "язык цветов" и узнать, что означают геометрические узоры и как можно "перевести", к примеру, вышитый рисунок диванной подушки. Думается, новые знания, пришедшие из глубины веков и собранные в этой книге, будут полезны современным любителям декоративно-прикладного искусства.
Русское усадебное рукоделие: NOBILIS культура
В марте мультимедийная выставка «Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы» приглашает гостей на лекции и мастер-классы, посвященные семейным традициям XIX века. Мероприятия бесплатные, нужна предварительная регистрация. Участники узнают о быте и укладе жизни великого классика, погрузятся в уютную атмосферу дома, в котором жил и творил писатель. Например, гостям расскажут, что жена автора Софья была главной труженицей-рукодельницей, умела шить на швейной машинке, вышивала гладью и крестом, вязала спицами и крючком.
«Дамское счастье»
На ней представлено более экспонатов из коллекции усадьбы «Останкино», а также предметы из собственного собрания музея и частных коллекций. Это удивительная история про то, как усадебная жизнь заложила принципы культуры бытования в обществе», — отмечает директор музея-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин. Проект представляет усадебное рукоделие не только как модное дворянское хобби, но и как высокое искусство, в котором показаны все стороны усадебной жизни и творческие возможности женской части дворянского общества. Экспозиция занимает три парадных зала усадьбы Остафьево, каждый из которых призван раскрыть отдельные аспекты и особенности рукоделия. Особый интерес представляют несколько мемориальных работ, выполненных собственноручно хозяйкой усадьбы Верой Федоровной Вяземской ковер и покрывало из малинового бархата с вышитыми шерстью по канве цветочными бордюрами , а также вышивка с изображением пышного букета в вазе, выполненная, предположительно, крепостной актрисой Прасковьей Ивановной Жемчуговой — женой графа Николая Петровича Шереметева. Отдельное место отведено вышивке как важному элементу интерьера.
Помимо профессиональных и любительских схем для вышивания, рукодельницы использовали в работе оригинальную печатную продукцию, выпускаемую в издательствах промышленных предприятий. Фирменная московская парфюмерная продукция «Товарищества А. Под «ценителями прекрасного» подразумеваются как женщины, так и мужчины - занятие рукоделием интересовало всех без исключения.